Система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений в ДОУ
Задача детского сада в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, основой которой является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей дошкольного возраста.
Профилактическая работа с воспитанниками – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени.
В системе профилактической деятельности дошкольного учреждения выделяют два направления:
- меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех воспитанников в активную деятельность
- меры специальной профилактики, состоящие в выявлении воспитанников и семей, нуждающихся в особом педагогическом внимании и проведении работы с ними на индивидуальном уровне.
Наш детский сад посещает 226 воспитанников. Из них ни одна семья не состоит на внутрисадовском контроле.
В детском саду «Ласточка» осуществляется контроль за созданием благоприятного психологического климата и комфортных условий для обучения и воспитания детей дошкольного возраста в семье и ДОУ. Проводится профилактическая работа по недопустимости насильственных действий и жестокого обращения с детьми дошкольного возраста.
Деятельность детского сада по обеспечению защиты прав несовершеннолетних складывается из совокупности работы по нескольким направлениям:
- выявление семей группы риска, работа с неблагополучными семьями;
- формирование Здорового образа жизни;
- профилактика наркозависимости, алкоголизма среди родителей;
- патриотическое воспитание и воспитание гражданственности;
По всем направлениям в детском саду составлены планы работы.
Работа с воспитанниками ДОУ:
Формирование навыков успешного социального развития воспитанников осуществляется через следующие основные виды деятельности ребенка:
- Игровая деятельность – система применение игр и упражнений на развитие социальных эмоций, а так же освоение и закрепление социальных норм поведения в социуме через сюжетно - ролевые игры, театральную деятельность, дидактические игры.
- Чтение художественной литературы, устный народный фольклор.
- Система блочных занятий.
- Проведение тематических праздников, дней и недель.
- Участие в творческих конкурсах.
Эффективным методом повышения педагогической компетенции родителей является организация совместных досуговых мероприятий, индивидуальные консультации и тренинги с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Для этого в учреждении проводятся мероприятия различной направленности, в которых дети и родители принимают самое активное участие:
- проведение групповых родительских собраний с целью повышения родительской компетентности в вопросах воспитания толерантности у детей;
- праздники и развлечения ко Дню матери, к 23 февраля, к 8 марта и т.д.;
- спортивные соревнования, дни здоровья, веселые старты, подвижные игры;
- конкурсы совместных работ детей и родителей;
- экологические акции;
- выставки рисунков и декоративно-прикладного творчества
- привлечение родителей к совместной деятельности.
Привлекая детей и родителей к совместной творческой и досуговой деятельности, мы отвлекаем их от негативного воздействия окружающего социума. Чем больше времени родители проводят вместе с детьми, тем с большей уверенностью можно сказать, что в это время у них формируется взаимопонимание, чувство любви к своим родным и близким.
Мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений складываются на основе тесного взаимодействия родителей и педагогов.
Большая работа проводится воспитателями групп по проблеме межличностных отношений между детьми. В детском саду реализуются проекты по теме: Гражданско-патриотический семейный проект «Дорогою добра», Детско-родительский образовательный проект «Я – России маленькая часть» (долгосрочный), Детско-родительский образовательный проект «Чэгиэн»(здоровье)
В свою очередь, деятельность на проектной основе, это создание настоящего сообщества детей; детей и воспитателей; детей, воспитателей и родителей.
Таким образом, в учреждении сложилась и постоянно работает система по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, предполагаемый результат которой - повышение уровня воспитанности детей, обеспечение их эмоционального благополучия.